#nakedЯпония
#nakedМасумуро
#nakedхоррор
#nakedлюбимое
Слепое чудовище, 1969 год. Ясудзо Масумура.
В целом, я равнодушен к азиатскому кинематографу. То есть, у меня нет такого чувства, что восточное кино априори лучше западного, как полагают некоторые (у них, мол, всё живо, для зрителя, для удовольствия, в отличие от погрязшего в студийном болоте Голливуда и снобистской Европы). Кино как кино, бывает великое, хорошее, плохое, отвратительное. Иногда приходиться делать скидку на присущую условность, утрированность, гипертрофированность многих аспектов, например, актёрской игры или жестокости на экране. Но всё же, есть ряд фильмов, родом из Азии, которые я люблю без скидок и всем сердцем. На первом месте – «Слепое чудовище» Ясудзо Масумуры.
В Японии это культ из культов, родоначальник популярного жанра «эрогуро», и вообще, эдакое «Психо», из которого растёт всё, чем знаменито японское массовое кино (ну, кроме кайдзю-фильмов). Фирменная атмосфера, жестокость, болезненность, за которой скрываются национальные комплексы, и так далее.
В моём случае, главным цепляющим фактором оказалась не жестокость (умеренная по нынешним временам), не эротизм (чувственный), не атмосфера (клаустрофобная), не актёрская игра (потрясающая), ни даже операторская работа (изумительная), а главный мотив, удивительно созвучный моему мироощущению, который можно кратко сформулировать так: «постепенное слияние и упрощение органики».
Всего три персонажа, из которых скоро остаётся два, в тёмном закрытом помещении переживают удивительные метаморфозы, от неприязни до страсти, от отвращения до соединения в единый организм. Приключения психики и физиологии осуществляются с помощью смещения жанра – не слишком тонко и не всегда убедительно, но ошеломляюще в итоге.
Страшный и захватывающий фильм, который сложно рекомендовать и не всегда приятно смотреть, иллюстрирующий человеческое существование наилучшим образом. А то, что он японский, только плюс, потому что никто из европейских или американских кинематографистов не зашёл бы так далеко.