#nakedРоссия #nakedБалабанов #nakedбоевик #nakedвоспоминание Брат. Алексей Балабанов, 1997. Начинаю серию терапевтических постов, посвящённых творчеству Балабанова. Не претендую на звание ниспровергателя авторитетов, тем не менее, хочу разобраться в той роли, которую сыграл Балабанов в нашей, и без того печальной, новейшей истории кинематографа. Начну в порядке просмотра – первым увиденным у него фильмом предсказуемо был «Брат». Как и многие, фильм я посмотрел подростком, по «видику», и был впечатлён: стрельба, убийства, рок-музыка – собственно, этого было вполне достаточно. «Брат» воспринимался в одном ряду с «30-го уничтожить», « Чтобы выжить» и прочих боевиков. Чуть повзрослев и пересмотрев фильм, я уже воспринял прочную связь с бытом и настроением эпохи, с её обшарпанностью, национализмом, декадансом в культуре. Какие-то моменты мне кажутся удачными до сих пор: противопоставление рейва и квартирника, создание оружия из подручных средств (это вообще мой кинофетиш), колоритные эпизодические персонажи, вроде деда из коммуналки, и общая атмосфера 90-х, которая проступает с пугающей плотностью, которую лично я не могу изжить из себя до сих пор и которая ещё витала в воздухе в середине 2000-х. Фильм приятно пугал и воспринимался как горькое размышление о тотальной разобщённости нации, в которой теплятся только чувство кровного родства да детская мораль о соотношении силы и правды. Став ещё старше и увлекшись кинематографом, я вдруг узнал, что Балабанов это «наше всё», а «Брат» - это «Евгений Онегин» наших дней, на которого молятся кинокритики. Пересмотрел. До конца дошёл с трудом. Может, к тому времени я уже насытился перестроечным кино, и чувства притупились. Может, истерия вокруг имени Бодрова-младшего и Балабанова уже начала раздражать. Может, я стал глупее. Оказалось, что история об анемичном быдлане, шмаляющем направо и налево, тотальной женской проституции, наивной философии среднестатистического гопника в гаражной эстетике под суррогатный готический рок, уже не воспринимается как что-то иронически-трогательное, а выглядит натуральным, весьма топорным и механистичным эксплойтейшеном на темы насилия, национализма и русского рока. Собственно, точное попадание в конъюнктуру и тоска простых людей по простому герою, выражающему простые мысли и обеспечивает этому фильму непреходящую славу. У меня нет однозначного отношения к содержанию этого фильма, но высокого качества исполнения я за ним не признаю в любом случае – не считая операторской работы и фирменного монтажа, которые для тех лет были едва ли не выдающимися и пары второстепенных актёрских ролей.

Теги других блогов: #nakedРоссия #nakedБалабанов #nakedбоевик