#nakedрекомендация
Джозеф Лоузи - один из тех подзабытых великих режиссёров, на чьё имя сейчас можно наткнуться разве что изучая список обладателей «Золотой ветви». Я вышел на него с другой стороны – изучая фильмографию Делона, где, после титанического Висконти и прекрасного Мельвиля, ради которых всё и затевалось, значились две работы с Лоузи – «Убийство Троцкого» и «Месье Кляйн».
Оба фильма хороши, хотя, пожалуй, «Убийство» просто хороший, а «Месье Кляйн» - грандиозный. Он как приоткрытая дверь на зимнюю улицу, откуда лишь изредка проскальзывает холодный ветер, пока однажды ты не обнаруживаешь себя внутри обледенелой комнаты полностью заиндевевшим. Так же и на экране – готическая атмосфера накапливается постепенно и к финалу достигает кромешной, гофмановской концентрации.
Собственно, Гофман даёт о себе знать в самой завязке: тема «доппельгангера», злого двойника, впервые со всей ясностью проявилась именно в его творчестве. И вместе с поступью предельного воплощения немецкого романтизма в лице фашизма вступила на французскую землю, в столице которой и разворачивается действие этого фильма. Именно поиском двойника озабочен Робер Кляйн, преуспевающий спекулянт, в исполнении Алена Делона. Дальнейшее действие всё более напоминает Кафку, ещё один болезненный извод немецкой (или всё же еврейской?) культуры – герой путается в лабиринтах системы, с мазохистским интересом следит, как на его шее затягивается петля, не в силах противостоять соблазну прикоснуться к новой жизни, в которой его двойник живёт более полно, чем он. Кляйн облепляет себя атрибутами этой чужой жизни и с готовностью расстаётся с собственной. Это не спойлер – да это и не факт.
Некоторое нарочитое морализаторство немного смазывает впечатление от оглушительного финала, но если вовремя оборвать последний кадр, этого можно и не заметить. Плюсов у картины всё же больше, а главный из них в том, что собственно еврейский вопрос до нужного времени находиться на периферии, да и вообще, кажется лишь предлогом для продвижения сюжета, пока не оказывается, что это не холёный буржуа с лицом Делона едет на бойню, а вся Европа, не мигая, смотрит в узкую щелочку из темноты товарного вагона.