#nakedлюбимое
«Последний наряд» - великий фильм не только потому, что исполнен на высочайшем профессиональном уровне, но и потому, что развенчивает очень популярный до сих жанр «воодушевляющего кино» о последних днях жизни или свободы, которые должны быть прожиты с максимальной отдачей. Герои учатся ценить каждое мгновение, обретают важные качества, проходят все обряды инициации, чтобы потом со спокойной улыбкой покинут этот изжитый мир. В фильме Хэла Эшби вроде бы всё то же самое, только вдруг страшно – герой учится жить, но всё равно получает по морде и заканчивает путь ещё более униженным. Максимальное проживание жизни лишь усиливает тоску по ней, и тем горше расставание.
Если бы «Наряд» был только об этом, он уже был бы великим – но в нём есть ещё кое-что. В фильмах Эшби контркультура рождается внутри самых одиозных консервативных групп – крупной буржуазии («Гарольд и Мод»), мире высокой моды ("Шампунь"), политической элиты («Будучи там») и армии («Возвращение домой», «Последний наряд»). Каждый раз это заканчивается очень горько. Вот и герой Николсона позволяет себе в финале маленький бунт, который лишь подчёркивает его ничтожество по сравнению с репрессивной системой. Через пару лет Николсон повторит эту роль и получит «Оскар».
Фильм Эшби по сценарию Роберта Тауна – самая плоть американских 70-х, разочаровывающего, параноидального времени, когда культура болезненно протрезвлялась после утопических 60-х, и обретала подлинное величие. С семидесятыми закончилась и американская высокая культура и, к великому сожалению, гений Хэла Эшби и Роберта Тауна.